Из воспоминаний Евгении Борисовны Гейст
В 1971 году я окончила Иркутское культпросветучилище по специальности руководитель самодеятельного танцевального коллектива. В этом же году началась трудовая деятельность в РДК с. Боготол, методистом, потом директором. С 1975года перешла в ДК ЖД на должность педагог- воспитатель.
Когда я впервые пришла в ДК, директором был Сытин Николай Александрович. И работать начала тоже при нем. Он был очень весомым человеком в кругах Красноярской железной дороги по вопросам культурно- просветительным и социальным. Имел почётное звание «Заслуженный работник транспорта СССР».
У него в кабинете часто бывали начальники боготольских железнодорожных предприятий. Они все дружили.
Так же, большая дружба, в том числе и творческая, связывала его и с Трегубовичем Виктором Ивановичем. Все премьеры своих фильмов Виктор Иванович показывал в первую очередь нам, землякам. В знаменитой 6-ой комнате, что около сцены, собирались ежедневно, помимо работников, творческие люди.
Дворец культуры был поистине центром культурной жизни города. Встречались мы там и с Трегубовичем В.И, и с заезжими артистами: Владимиром Кореневым, известным композитором и певцом Максимом Леонидовым, певицей Валентиной Толкуновой, телеведущей Валентиной Леонтьевой и другими.
Всегда на представлениях были аншлаги, даже подставляли стулья. Хотя по правилам противопожарной безопасности этого делать было нельзя. Помню, раньше на сцене была оркестровая яма. Мы оттуда смотрели фильмы. А самое главное, приезжих артистов. Именно из ямы я смотрела концерт Ларисы Мондрус и великого мага того времени Вольфа Мессинга. Впечатления…Словами не опишешь, как здорово!
Когда я была участницей художественной самодеятельности, в ДК работали : директором Сытин Николай Александрович, Мальцева Людмила Александровна вела все массовые мероприятия, Грековы: Василий Сергеевич и Таисия Ивановна. Проведение Новогодних мероприятий взяла на себя Таисия Ивановна. Именно от нее я научилась некоторым важным элементам и методам режиссуры массовых мероприятий и народных гуляний, как и у Людмилы Федоровны Ковалевой. У них было чему поучиться. Альфредова Елизавета Альфредовна ( о ней упоминала выше) до Грекова В.С. была руководителем театра. Театр носил звание « народный». На сцене театра ставили пьесы «Мария Стюарт» Шиллера, «Барабанщица» А.Салынского и др. Так же ставили оперетты. Еще раньше меня, когда в самодеятельность ходили мои родители, мама пела в оперетте «Таежный соловей» композитора Г. Милютина, а папа играл в пьесе «На дне». М.Горького. Из их воспоминаний хочу назвать имя еще одного руководителя хорового коллектива, это Иванов. Имени, к сожалению, не помню. При нем хор стоял в четыре- пять рядов, а пели, помимо народных песен, оратории и кантаты из произведений русских и советских композиторов.
В мою бытность, хором руководила Ковалева Людмила Федоровна.Совсем молодая. У нее была Галя, новорожденная. Так этот «кулечек» с Галей лежал за кулисами на столе, а Людмила Федоровна дирижировала на сцене. Галя была потрясающей куклой! Очень красивой девочкой. Так она и росла на наших глазах.
Штат ДК был небольшим, но все горели своей работой.
Особо хочу вспомнить о работе контролёров, которые пропускали в кино и на спектакли. Это Гилева Елизавета. Мы ее звали тётя Лиза и Зоя Андреевна Погорелова. Мы, как сотрудники ДК, пользовались так называемыми контрамарками, чтобы проходить на мероприятия и в кино. Иногда их не хватало, и эти замечательные женщины нас пускали. Кино в нашей жизни играло очень важную роль. Помню, зайдёшь в зал и ждёшь начала фильма или представления. В ожидании чего-то значимого, сказочного, завораживающего. Давали три звонка, затем медленно гас свет, Зоя Андреевна со звоном колец закрывала тяжёлую бордовую портьеру, и зал погружался в иной мир. Мир искусства, мир эстетических переживаний...
Были в штате два немолодых работника, думаю художник и столяр. Место работы их был подвал. Их руками изготавливались декорации. Высокие стены внутренних помещений в натуральную величину, из фанеры. Так же столы, диваны, стулья, кресла, зеркала...с точеными ножками, резными спинками и подлокотниками. Весь этот кладезь мебели с помощью художников превращался в мебель нужной эпохи. И много десятков лет стоял в разных местах Дворца культуры, напоминая о прошлой жизни, некогда бурлящей в этих стенах.
И конечно, гардеробщицы и уборщицы. Ими руководила Мария Андреевна Ященко, которая работала очень долго, до глубокой старости, пережила не одного директора. Она была завхозом. Во времена ,когда таял на крышах снег, будучи уже на 8-мом десятке лет, она, обвязавшись канатом, на крыше сбрасывала снег, и никого туда не пускала. Весь инвентарь и сценические костюмы были в ее ведении. Надо было найти подходящее время и ее настроение, вооружившись железным терпением и одним желанием заполучить, мы направлялись просить. Конечно же, получали. Пользуясь случаем, она нас воспитывала, потом давала просимое. А просили для школ, для смотров художественной самодеятельности.
Еще один замечательный человек из того времени- костюмер Валентина Степановна ( надо же ,забыла фамилию ). Замечательная портниха. Шила и подготавливала костюмы для театра и массовых мероприятий.
Несколько слов о Новогодних елках. Они приносили большой доход Дворцу культуры, и потому в процесс подготовки и проведения включились все. Мы даже, помню, фасовали подарки , содержимое для которых предоставляли торговые организации. Был дефицит всего.
Специально для Нового года городские власти обеспечивали ДК продуктами.
Во время подготовки все гардеробщицы и уборщицы, не говоря о творческом коллективе, украшали костюмы блёстками,мишурой, стразами, что-то шили , перешивали, вырезали...Работы хватало всем.
Я занималась и с детьми, и со взрослыми танцевальным искусством , в основном, народным танцем. В то время хореографов в городе не было, и приходилось работать очень много. В то время славились смотры художественной самодеятельности. Готовились к ним все предприятия города. Это даже вменялось в обязанность- обязательно принять участие. Поэтому ставила танцы в Локомотивом депо, там был очень хороший коллектив, некоторые ребята ранее занимались у Бориса Бурмакина. Это светило в области хореографии. Он работал в академическом Сибирском русском народном хоре (город Новосибирск) постановщиком танцев, так же и в Красноярском ансамбле танца Сибири еще до Годенко. Так вот парни имели хорошую закваску работы с этим талантливейшим хореографом. Посчастливилось и мне у него позаниматься после Таисии Ивановны Грековой, которая мне привила начальные сведения о танце и любовь к ним. На смотрах в Красноярске мы представляли наш Боготол. Ежегодно это были грандиозные культурные события, когда железная дорога выделяла несколько вагонов для боготольской художественной самодеятельности , где мы и жили, пока проходил смотр в Красноярске. Коллективов было много, один лучше другого. Мы работали вместе с Л.Ф.Ковалевой ,у нее хор, у меня танцы. Я делала «разводку» хора. Помню Шевчук Людмилу. Она дирижёр- хоровик, работала, в основном, в Вагонном депо ( ВЧД) и в ШЧ . Хоровым коллективом в Локомотивном депо занималась Людмила Федоровна Ковалева. Аккомпаниаторами были Ковалев Валерий Феофанович, муж Людмилы Федоровны, Власов Анатолий Юрьевич и Аверьянов Александр. Да, кстати сказать, на время подготовки и проведения смотров художественной самодеятельности всех участников освобождали от основной работы с сохранением зарплаты. Какое внимание было со стороны государства к развитию самодеятельного художественного творчества!
Так же приходилось много работать и по подготовке смотров художественной самодеятельности среди общеобразовательных школ, также и среди образовательных учреждений профтехобразования. И это все помимо основной работы!!!!
Вместе с Людмилой Шевчук я участвовала в вокально- инструментальном ансамбле. А пели мы,как мне кажется, хорошо. Участниками ВИА были братья Власовы- Анатолий ( клавишные)и Сергей ( бас гитара) ,Аверьянов Александр ( соло гитара), ударником был Александр Абрамов.
В ансамбле пел Сергей Семенов. Наш боготольской соловей. Умер в юношестве. Его, как певца, возили в Японию. Организовал поездку преподаватель Железнодорожного училища Халиф Георгий Львович. Георгий Львович- это еще один самородок земли боготольской. Он блистал своим тенором!!! Потом под его руководством был создан квартет, коих в Боготоле больше не слышала. Участники квартета: Халиф Георгий, Алексеев Геннадий, Владимир Дядьков и бас (имя, к сожалению, забыла). Таких басов слышу только в православных храмах столицы. Помню духовой оркестр. В мою юность оркестром руководил Бахматов Василий Филиппович. Он же и аккомпанировал в классе Грековой Таисии Ивановны, когда я занималась у нее. Бахматов Василий Филиппович - легенда Боготола. Отлично играл на всех инструментах. Помню некоторых участников духового оркестра- Булов, Медведев, Рогозный. Анатолий Блинников – активный пользователь соцсетей. Очень тепло вспоминает о том времени и о Дворце культуры. Последний руководитель духового оркестра Сбитнев Валерий Григорьевич.
В мою бытность неотъемлемой частью деятельности всех учреждений культуры были агитбригады. С ними мы ездили и на смотры, и на поля, и на фермы. Сопровождала наши выступления ( или наоборот) своими лекциями о текущем моменте Новик-Кочан Лидия Федоровна-заведующая отделом пропаганды и агитации РК партии. Это тоже целый пласт нашей работы. Руководителем была Таисия Ивановна, иногда Василий Сергеевич, Грековы.
Вот, этим всем и занималась. А танцы ставила и в агитбригадах тоже. Иногда к работникам сельского хозяйства ездили не с агитбригадами, а с концертами, небольшими мобильными группами.
Места работы менялись, а суть от этого не менялась. Окончив ВСГИК (Восточно-Сибирский государственный институт культуры) с 1987 года работала заведующей районным отделом культуры при райисполкоме, проработав 4 года, ушла в городскую администрацию по приглашению Машкина Анатолия Сергеевича. После ухода на пенсию, вернулась опять во Дворец культуры.
В моем послужном списке: методист РДК, директор РДК, педагог- воспитатель ДК ЖД, инспектор городского отдела культуры, директор Дома пионеров и школьников, и, наконец, зав.отделами культуры. Но где бы я ни работала, ни на день не оставляла работу во Дворце культуры. Всегда работала по совместительству, вела танцевальный коллектив.
У меня есть последователи -Марина Гуркова, Марина Морозова, Людмила Матвеева, Люся Урсаленко и Оксана Пугачева(Санникова) тоже у меня занимались.
Я, когда посещала ДК в 2019 году, была приятно поражена. Дворец культуры не узнать! Насколько он приведён в порядок! Коллектив во главе с Оксаной Санниковой сделал невозможное! Дворец культуры стал ОБРАЗЦОВЫМ! Видно, что коллектив полон сил и задора! Это очень важно в работе культработников: неутомимая энергия и задор! Полная самоотдача! Что я и наблюдала в работе коллектива. Всегда! Поэтому я желаю коллективу Дворца культуры не сдавать позиций, желаю новых творческих решений и открытий, чтобы коллектив был, как одна дружная семья, объединенная идеей приносить пользу и радость землякам -боготольцам! Хочу всем Вам сказать : «Большому кораблю- большое плавание»!
Евгения Борисовна Гейст
Евгения Борисовна Гейст
Сытин Н.А. и Ященко М.А.
Завхоз ДК Мария Андреевна Ященко
Хореографическая группа Рябинки
Хореографическая группа Рябинки
Танец Русская кадриль
Группа Рябинки Испанский танец
Альбина Ященко и Людмила Ковалева активные участницы агитбригады ДК 1965 год
Артисты Народного театра Скена
Занятия в танцевальном зале
Коллектив ДК В центре Людмила Александровна Мальцева. 60-ые годы
Новогодний праздник
Новогодний праздник
Перед выходом на сцену
Пионерский слет